Главная » 2014 » Сентябрь » 23 » КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
13:35
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

В адрес республиканского комитета Профсоюза работников народного образования и науки ежедневно поступают обращения о том, что органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области образования, рассматривают факты наличия в образовательных учреждениях педагогических работников, замещающих должности учителей I-IVклассов, учителей-предметников, иные должности педагогических работников, имеющих среднее или высшее профессиональное образование, направление подготовки которых не совпадает с требованиями к направлению подготовки, содержащихся в квалификационных требованиях квалификационных характеристик, как нарушение пункта «д» части 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966 "О лицензировании образовательной деятельности" и требований статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Руководителей учреждений обязывают прекращать трудовые договоры с такими работниками по пункту 11 ст. 77 Трудового кодекса РФ, как заключенные с нарушением установленных правил заключения трудового договора, предусмотренных статьей 84 ТК РФ (т.е. в связи с отсутствием соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний).

При принятии таких решений не принимается во внимание, что указанное основание для прекращения трудовых договоров применяется, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, что не может, по нашему мнению, относиться к педагогическим работникам, имеющим значительный практический опыт в занимаемых ими должностях (5 и более лет), а также систематически повышающих свою квалификацию, проходивших аттестацию на соответствие занимаемой должности либо на установление квалификационной категории.

Не учитывается также, что нормативные правовые акты, на основании которых органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области образования в субъектах РФ, выносят свои решения о нарушении со стороны руководителей правил приема на работу педагогических работников, у которых отсутствуют документы о требуемой квалификации, были приняты значительно позже возникших с работниками трудовых отношений. Следовательно, нормативным правовым актам придается обратная сила, что недопустимо.

Так, Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966, вступило в силу 7 ноября 2013 г., а требования к квалификации педагогических работников с учетом направления подготовки, содержащиеся в квалификационных характеристиках, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, вступили в силу с 31 октября 2010 г..

Соответственно, указанные нормативные правовые акты могут применяться лишь к отношениям, возникшим после даты вступления их в силу.

Положения, определяющие возможность назначения на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки, закреплены теперь и в пункте 23 Порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 (зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014, регистрационный № 32408) (далее – Порядок аттестации).

Установлено, что аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации» раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью.

С учётом изложенного, при проведении тарификации на новый учебный год, настоятельно рекомендуем руководителям образовательных организаций (учреждений) не спешить с расторжением трудовых договоров с работниками, чей образовательный ценз, направление профессиональной подготовки не соответствует требованиям, предъявляемым действующим сегодня законодательством, еще более не допустимой является  ситуация, когда руководитель настаивает на увольнении работника по собственному желанию, а разбирать каждую ситуацию индивидуально, предусматривать варианты иного трудоустройства, извещать контролирующие органы об обучении работника, рекомендовать повысить образовательный уровень, заручаться рекомендациями  аттестационной комиссии организации о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, принимать взвешенное и юридически обоснованное решение в каждом конкретном случае.

Просмотров: 632 | Добавил: Анатольевич | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: