Главная » 2013 » Декабрь » 17 » ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
15:48
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
   В Набережных Челнах прошел большой республиканский семинар, посвященный внедрению инновационных образовательных технологий в систему дошкольного образования.
14 ноября этого года в России был впервые утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, обозначивший эту ступень в качестве первого уровня общего образования.
Параллельно не утихают страсти вокруг грядущего повышения родительской платы за детские сады…
Как видим, дошкольное образование нынче по всем статьям, что называется, выходит из тени. О проблемах и перспективах дошкольного образования в республике мы говорили с заместителем Премьер-министра – министром образования и науки Татарстана Энгелем Фаттаховым.
– Энгель Навапович, раньше дошкольному образованию не уделяли такого внимания. Что сейчас изменилось?
– Стало понятно, что мы многое можем упустить, если на уровне детского сада не подготовим детей к начальной школе – не подготовим психологически, не оценим их способности. Нужно перестать относиться к детскому саду просто как к месту, где родители оставляют детей на время работы. Мы хотим коренным образом поменять уровень подготовки наших детей на этой ступени. Сегодня нужно выстраивать целостную систему подготовки специалистов – начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным образованием. Такую систему мы хотим создать в республике.
– Что для этого предполагается делать?
– В первую очередь необходимо создать условия. К 2016 году мы должны всех детей старше трех лет обеспечить местами в дошкольных учреждениях.
– А сейчас это разве не так?
– В целом мы сейчас выходим на обеспечение трехлетних детей местами в детских садах к 1 сентября текущего года. По последним данным у нас сейчас более тысячи детей старше трех лет стоят в электронной очереди, ждут места. Это те, кому три года исполнилось после 1 сентября. Особенно остро проблема стоит в Казани и в Набережных Челнах. А к 2016 году мы будем к означенной дате обеспечивать местами всех детей, кому в течение предстоящего учебного года будет исполняться три года.
Чтобы достичь этого, разработана трехлетняя программа, она осуществляется за счет софинансирования из федерального бюджета. На 2013 год нам выделили 962 миллиона рублей из федеральных средств и миллиард триста – из республиканского бюджета. Мы должны создать более шести тысяч новых мест – пять тысяч двести в муниципальных учреждениях и еще примерно восемьсот – в частных детских садах, которые также планируется активно развивать.
На будущий год в республике должно появиться одиннадцать тысяч новых мест, из республиканского бюджета на это будет выделено более трех миллиардов рублей. И на 2015 год планируем около тринадцати тысяч новых мест, на это уйдет около трех с половиной миллиардов рублей республиканских средств. Как видите, средства выделяются огромные. Будут строиться новые детсады, реконструироваться старые здания и создаваться новые группы в существующих садиках.
Кроме того, мы сегодня все дошкольные учреждения обеспечили новыми учебно-методическими комплектами для изучения двух государственных языков. Многое делается для достойного обеспечения наших садиков игрушками и наглядными материалами. Более двухсот миллионов рублей в этом году руководство республики выделило, чтобы обеспечить все детсады мультимедийным оборудованием – ноутбуками, проекционной техникой, экранами.
– Что предполагают новые федеральные стандарты дошкольного образования? Требуют ли они, чтобы дети на выходе из садика могли писать, читать, работать с компьютером?
– Нет, задача подменить начальное школьное образование не ставится. Детей надо прежде всего психологически готовить к школе, оценивать, в каком направлении у них проявляются способности, вместе с родителями стараться их развивать. Необходимо также, чтобы малыши на определенном уровне овладели двумя государственными языками. Вообще, каждое дошкольное учреждение должно будет с помощью методистов Института развития образования разработать свою образовательную программу. Но хочу сказать, что никаких экзаменов и тестирований в детсадах не будет.
– В них уже есть много разных развивающих кружков, за которые, как правило, надо дополнительно платить…
– Хочу акцентировать внимание на том, что все игры, занятия, прогулки – все, что предусмотрено образовательным стандартом, должно обеспечиваться бесплатно! Платные дополнительные занятия обязательными быть не могут – это только по желанию родителей! Не допускается организация платных кружков вместо основной образовательной программы. Кроме того, есть санитарные нормы, которые не допускают перегрузки детей, так что число дополнительных занятий должно быть ограниченным. К сожалению, тема так называемых поборов сегодня актуальна не только для школ, но и для садиков, и нас это тоже беспокоит. За одиннадцать месяцев текущего года департамент надзора и контроля министерства провел в дошкольных учреждениях триста девяносто девять проверок, по результатам которых выдано триста девяносто восемь предписаний об устранении нарушений. В восьми детсадах выявлены признаки коррупции. В трех садиках – в Арске, Бавлах и Нижнекамске – уволены руководители. В отношении заведующей сорок вторым нижнекамским детским садом возбуждены два административных дела. Совместно с руководителями муниципальных образований мы эту работу и дальше будем вести.
– Говоря о том, что детские сады должны выйти на принципиально новый уровень работы, мы не можем не вспомнить о грядущем повышении родительской платы за их посещение. Как бы не получилось так, что новые «продвинутые» садики просто останутся без малышей, чьи родители не смогут оплатить их услуги…
– Да, для родителей это больной вопрос. Но напомню, что в республике вводится система адресной социальной защиты в зависимости от доходов семьи. Вот конкретный пример расчета для семьи, где доход меньше десяти тысяч рублей на человека и ребенок посещает детский сад пять дней, группа десять с половиной часов. Раньше они платили 1108 рублей. Сейчас должны будут платить 2283 рубля. Но им сохраняется прежняя компенсация в двадцать процентов на первого ребенка, это 228 рублей, и дополнительно вводится еще одна компенсация, в 684 рубля. И фактически они будут платить только на 261 рубль больше, чем прежде. А за второго ребенка – на 90 рублей больше. А за третьего – даже меньше, чем раньше платили. На сайте нашего министерства есть электронный калькулятор, где каждый может самостоятельно все это рассчитать. И убедиться, что люди с невысокими доходами не очень почувствуют это повышение.
– Будет ли повышаться зарплата воспитателям, нянечкам, другому младшему персоналу?
– Конечно. У нас сегодня средняя зарплата воспитателя двадцать тысяч рублей, это на семьдесят процентов больше, чем в прошлом году.
Отмечу, что с 1 января 2013 года в связи с повышением размера тарифной ставки первого разряда до 5205 рублей, увеличения оплаты за качество работы и увеличения размера премиальных выплат повышение зарплаты младших воспитателей в среднем по республике составило сто двенадцать процентов, помощников воспитателей – сто четыре процента.
Кроме того, постановлением Кабинета Министров республики от 29 июня 2013 года с 1 июля увеличена заработная плата группам должностей учебно-вспомогательного персонала первого и второго уровня (в том числе помощникам воспитателей и младшим воспитателям). Им установлена надбавка за специфику образовательной программы в десять процентов.
В соответствии с постановлениями Кабинета Министров Татарстана от 30 января и от 26 августа этого года с 1 января и 1 июля 2013 года увеличены надбавки педагогическим работникам за специфику работы в дошкольных образовательных учреждениях до 45 процентов, за наличие квалификационной категории – до 35 процентов, за сложность и напряженность работы с детьми дошкольного возраста – 42 процента. Фонд надбавок за качество работы возрос с 15 до 26 процентов.
– В связи с повышением родительской платы возник и вопрос у сотрудников дошкольных учреждений: раньше они водили своих детей в садик бесплатно, сохранится ли это правило? А то ведь побегут люди с работы…
– Да, эта проблема может встать. Но это не наша прерогатива, тут все решается на уровне муниципалитетов. Пока мы с ними данный вопрос прорабатываем.
– Как вы считаете, смогут ли работающие сейчас воспитатели справиться с теми новыми задачами, которые ставятся перед детскими садами?
– Квалифицированные кадры – это, конечно, один из самых важных моментов работы в новых условиях. И мы это понимаем. Поэтому сейчас большие деньги выделяются на переподготовку, повышение квалификации воспитателей. Повторю: сейчас дошкольное образование становится приоритетом. И родители должны почувствовать, что детские сады у нас действительно работают по-новому, обеспечивают совершенно иное качество образования и воспитания.


По материалам газеты «Республика Татарстан»
Просмотров: 247 | Добавил: Анатольевич | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: